"Темное Прошлое"
Сокрытая глава истории церкви
Генрих Хебелер
Некоторое время назад мне довелось узнать из некоторых работ, посвященных Лютеру и евреям, об «Entjudungsinstitut (институте по удалению еврейской тематики)», существовавшего во время правления национал-социалистов в городе Айзенах. Являясь бывшим жителем этого города, я не хотел верить своим глазам, но после встречи в 2003 году в Тель-Авиве с одной немецкой еврейкой из Айзенаха, эта тема больше не оставляла меня в покое. Я пустился в поиски, оказавшиеся весьма непростыми. К сожалению, существует слишком мало публикаций, отражающих эту темную страницу истории евангелической церкви.
Итак, 6 мая 1939 года в гостинице «Вартбург» города Айзенах, был основан «Институт по исследованию и ликвидации еврейского влияния на церковную жизнь немецкого народа». Претензионный комитет, представленный членами церквей Германии, поддерживал работу института материально. 11-тью учредителями и основными финансовыми источниками являлись Старая Пруссия, Заксен, Нассау-Хессен, Шлезвиг-Хольштайн, Тюрингия, Мекленбург, Пфальц, Анхальт, Ольденбург, Любек, а так же новая немецкая евангелическая церковь Австрии; т.е. вовсе не только так называемые «немецкие христиане» («Deutsche Christen - немецкие христиане» - часть лютеранской церкви, полностью поддержавшая Гитлера (прим. ред.)).
Институт располагался в евангелической лютеранской семинарии (Predigerseminar) в Айзенахе, Борнштрассе 11. В многочисленных рабочих кружках, состоящих из почти 200 сотрудников, как оплачиваемых, так и на общественных началах, находились профессора, пасторы, учителя, писатели, частично являющиеся членами лютеранской церкви и изначально не поддерживающие учреждение института. Главная цель всевозможных публикаций состояла в создании нового немецкого христианства на основе германской расы и религии. Уже в начале марта 1940 года появились значительные результаты. На рабочем заседании, проходившем в городе Лютера Виттенберге и насчитывающим 600 участников, в «комнате Лютера» был впервые представлен «лишенный еврейской тематики» экземпляр, т.н. «народного завета (Volktestament)», под названием «Die Botschaft Gottes (Божие послание)». Первый тираж насчитывал 200 000 экземпляров. В нем отсутствовали словосочетания типа «сын Давида», «город Давида», « иудейская земля», а также родословие Иисуса.
Несмотря на то, что библейские критики видели в нем множество неточностей и явные ошибки, их реплики утонули в речах известного руководителя «Bekennende Kirche (Исповедующая церковь. Вторая часть лютеранской церкви, в большинстве своем оставшаяся на библейских позициях (прим. ред)), многократно расхваливающего проделанную работу института. Язык «народного завета» был близок лютеранскому переводу Библии. Его составители скомпоновали по-новому апостольские послания: выбор текстов был собран таким образом, чтобы все относящееся к иудаизму позитивно, вычеркивалось, а полемические высказывания цитировались полностью. В июне 1941 года, после целого ряда соответственных публикаций и семинаров, в капелле Варбурга был представлен новый, «лишенный еврейского влияния» церковный песенник - результат труда тюрингских «немецких христиан», перенятый институтом. Старые знакомые церковные песни, содержащие ветхозаветные или ивритские слова и обороты были переделаны. Кстати до сегодняшнего дня сохранились переделанные строки некоторых песен в песеннике евангелической церкви (ökumenische Version (экуменистический (всемирный) вариант)). Некоторые песни были заменены новыми, часто несущими идею прославления войны.
В заключение, в 1941 году был издан новый «свободный от еврейского влияния» катехизис вместе с учебником по религии «Deutsch mit Gott (немецкий с Богом)». Соавтор, представляя учебник лютеранским учителям религии и немецкой общественности, держал речь как военный обозреватель: «Наш учебник по религии возник в процессе живых отношений с обществом и чистокровной связью с великой немецкой судьбоносной войной за существование, что обнаруживает право немцев на веру в Бога: Бог с нами!». К тому же должен был создаться новый символ веры. Десять заповедей заменяются 12-тю. Так, например, 11-я заповедь гласила: «Прославляй фюрера и наставника!».
Следующими большими межрегиональными собраниями стали конференции в Айзенахе в 1941 году и в Нюрнберге в 1942 году. В 1942 году институту удалось расширить свое влияние, открыв филиал в Румынии. К тому же было основано тесное сотрудничество со шведскими учеными Лундского университета.
Последняя публикация вышла незадолго до конца войны в виде десятистраничного меморандума. Она представляла собой оправдание этому антигуманному и богохульному делу и посвящалась вопросу переорганизации института - учредителям хотелось продолжить работу дальше.
Просто ужасно, что руководящих работников данного пагубного учреждения сразу после окончания войны можно было встретить на ответственных постах евангелической церкви, как в Западной Германии, так и в ГДР. Едва ли кто-то из них поплатился своей карьерой. Они могли и дальше заниматься преподавательской деятельностью, а один из них был даже награжден орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
«Entjudungsinstitut (институт по удалению еврейской тематики)» является темной главой в немецкой истории церкви, проработанной и исповеданной лишь только на малую часть.
Остается открытым вопрос: какую роль в современном пустынном духовном климате Германии играет до сих пор находящееся в пренебрежении истинное осознание и признание вины в этом явном введении в заблуждение последователей Лютера?