Проблема всех проблем
Марчелло Киккезе
Еврейская проблема
Еврейская проблема существует столетия: всегда и везде, где она существует, она связана с евреями. Речь идет о проблеме, которую сложно понять: в отличие от большинства существующих проблем вопрос ставится не «Как ее решить?», а «В чем проблема состоит?». Каждый раз, когда кажется, что ответ найден, вопрос всплывает опять, но совершенно с неожиданной стороны и совсем по-другому.
Сотни лет считалось, что еврейский вопрос исключительно религиозного характера: евреи отреклись от Христа – так считалось в средневековом обществе, ставящем религию во главу угла, естественным образом рассматривающем евреев в качестве изгоев. Отчуждение и преследование – как передает история – явились трагическими последствиями.
С эпохой просвещения, редуцирующей влияние религии, решение проблемы будто бы приблизилось на один шаг. В мире равноправия, использовавшем лозунг «Liberté-Egalité-Fraternité» (Свобода-Равенство-Братство), невозможно было терпимо относиться к существованию некого обособленного класса людей. Общество заговорило об эмансипации евреев, т.е. о снятии с них всякого ограничения в отношении общественной жизни. Известны некоторые позитивные шаги в этом направлении, однако непосредственно за ними начались новые проблемы.
Хотя, с одной стороны, все евреи получили права добиваться абсолютной свободы, только некоторые из них оценили возможность во всем стать похожими на других. Эмансипация несла опасность уподобления окружающему обществу и потери еврейской идентичности. С другой стороны, выдвижение евреев на влиятельные позиции экономической и социальной жизни, вызывали растущее недовольство. Общество заговорило об «еврейском заговоре» захвата власти во всем мире.
Национальная мысль
19 век был подвержен национальной мысли, как культурной и духовной реальности, объединяющей народ с его исторической родиной. Национальный элемент, управляющий нацией, состоящий из языков и обычаев, не находился больше в царском дворце. Он узнавался более в душе народа, живущем в определенной стране, обладающем общими восприятием, языком, историей и культурой. Это новое национальное чувство вылилось в становление или распад некоторых государств и привело к рождению таких наций, как Италия и Германия.
Еврейская проблема возникла теперь в следующей форме: принадлежат ли евреи стране, принявшей их, или они являются чужаками, которых необходимо изгнать и искоренить? Сами евреи отвечали по-разному на этот вопрос.
В немецкоязычной среде - т.е. именно там, где позднее произошла жуткая трагедия Холокоста – евреи 19 века страстно желали чувствовать себя частью нации, в которой они жили. Это, однако, не означало, что они были готовы отречься от своих религиозных традиций. В качестве примера нам послужит цитата Людвига Филипсона, раввина из Магдебурга и редактора „Allgemeinen Zeitung des Judentums“ (Общая газета иудаизма), написавшего в 1848 году в защиту германо –еврейского союза: «Мы прекратим рассматривать наш случай в качестве чего-то чрезвычайного. Он един с целью родины: вместе победят, вместе потерпят неудачу. Мы – немцы и не хотим быть никем более. Мы больше не израильтяне, разве только в случае нашей религии. Во всем остальном мы действительно принадлежим государству, в котором живем».
Между маем 1948 и июнем 1949 на волне либеральных революционных протестов в Вене и Берлине, заседало так называемое Франкфуртское национальное собрание. Это был призрачный парламент страны, определивший себя общегерманским и либеральным. Предложенный собранием каталог основных законов предусматривал «Полную свободу вероисповедания и совести». Он определял также, что исполнение гражданских прав не может зависеть от религии или ограничиваться религиозными законами. Представитель левых из Штутгарта предложил, тем не менее, изменение, посредством которого гражданские права евреев сводились к собственному законодательству. В качестве основания он сослался на еврейский «национальный» характер. В ответ на это предложение поднялся Габрэль Риссер, известный еврейский адвокат из Гамбурга, основатель журнала «Der Jude» (Еврей). Он сказал, что хотел бы говорить в качестве «угнетенного еврея», приковав внимание аудитории своей страстной речью:
«Я сам жил в экстремально неприятных условиях Гамбурга - места моего рождения. До недавнего времени я даже не мог мечтать о работе ночным сторожем. Мы не иммигранты – мы здесь родились – у нас нет другой родины: либо мы немцы, либо никто. Каждый, кто оспаривает мое право на Германию как на родину, оспаривает мое право на мысли, чувства, и язык, даже на воздух, которым я дышу. Поэтому я должен защищаться от подобных людей так, как бы я защищался от убийцы».
Собрание отреагировало на его выступление громкими аплодисментами, и изменение в законе было отклонено.
На искреннюю любовь многих евреев к Германии ответа так и не последовало. Если в прошлом евреев не ценили, ими пренебрегали, то теперь их начали бояться. В 1879 году Адольф Штокер, выдающаяся личность Протестантской церкви Берлина и придворный проповедник гремел с трибуны: «Если, в самом деле, нам должно стать лучше, и мы хотим основываться на нашем германском национальном характере, мы должны очистить нашу кровь от капли еврейской крови, которая ее отравляет».
На оскорбительные речи придворного духовенства откликнулся почтенный голос прусского историка Генриха фон Трейтчке. Он обрушился на «господство» евреев в германской жизни и на нахальное коррумпирование евреями христианских идеалов: «Крик везде один и тот же: евреи – наше несчастье».
Интересно, что различные «просвещенные» евреи пришли к тем же выводам. Леон Пинскер, врач из Одессы, указал в своем памфлете «Автоэмансипация», опубликованном в 1882 году, что он разделяет мысли о том, что каждая нация обладает одним телом и одной душой. Душа является общностью общих культурных элементов: язык, история, обычаи, тем временем, как тело представляет земля, в которой живет народ. По мнению Пинскера, евреи – народ, потерявший столетия назад свою землю и потому в качестве нации физически мертв. Хотя его душа, т.е. безродный еврейский народ, живет повсюду во всем мире. Это и есть причина, почему евреи вызывают понятный страх в других народах. «Юдофобия» - политическая форма боязни призраков. Пинскер объясняет болезнь антисемитизма следующим образом: «Юдофобия – разновидность демонопатии, разве что с тем особенным отличием, что призрак еврея вобрал в себя качества всего человечества, а не только отдельных народов и потому не абстрактен, как другие призраки, а состоит из плоти и крови, и сам терпит ужасные боли от ран, которые ему нанесли со страху в угрожающем невообразимом количестве. Юдофобия — это психоз. Как психоз она наследственна и как болезнь, передающаяся по наследству в течении двух тысяч лет, неизлечима. <...> Так и идут евреи и ненависть к евреям рука об руку на протяжении столетий через историю. Как народ евреи, этот вечный Агасфер, так и ненависть к евреям не желают погибнуть. Надо быть слепым, чтобы предполагать, что евреи не являются избранным народом для всеобщей ненависти. <...> Подведем итог сказанному: для живых еврей является мертвецом; для уроженца страны – чужаком; для гражданина – бродягой; для владельца – попрошайкой; для нищих – эксплуататором и миллионером; для патриотов – безродным; для всех уровней – ненавистным соперником»
Политический сионизм конца 19 века пробовал решить еврейский вопрос и нашел ответ – отсутствие страны для еврейского народа. После двух мировых войн и ужасной трагедии Холокоста евреям частично досталась их земля, на которой в 1948 году образовалось государство Израиль. Была ли этим решена проблема? Конечно же, нет. Изменилась лишь форма проявления. В то время как в прошлом отдельные народы говорили: «Евреи – наше несчастье», сегодня говорит весь мир: «Израиль – наше несчастье». Если раньше евреи изгонялись воплями: «Убирайтесь в свою Палестину!», то сегодня: «Убирайтесь куда угодно, только не в Палестину!».
Суть проблемы
Вновь возникает вопрос: «В чем же состоит проблема?» И ответ гласит: «Суть проблемы состоит в том, что евреи существуют».
Существование евреев и есть суть проблемы. Как в прошлом, так и в настоящем предпринималось множество попыток решить социальные сложности, связанные якобы с их существованием. Тем не менее, в конце делались выводы, что без евреев было бы лучше. Естественно, речь не шла о том, что все евреи должны быть уничтожены, однако рано или поздно все сводилось к тому, что жить было бы проще, если бы евреи жили где-нибудь в другом месте. Это и есть начало геноцида. Следуя еврейскому философу Эмилю Факенгейму, в антисемитизме западного христианского мира распознаются три фазы. Антисемиты говорят евреям:
Первая фаза:
«Вы не можете жить с нами в качестве евреев» Результат: принуждение к принятию христианства.
Вторая фаза:
«Вы не можете с нами жить» Результат: изгнание.
Третья фаза: «Вы не можете жить» Результат: уничтожение.
Народ, созданный Богом для себя.
Существование Израиля никогда не прекратится, ибо оно сопряжено с существованием Бога. Как существование Бога является правдой, точно так же существование Израиля является правдой, и никто никогда не сможет уничтожить эту реальность. Высказывание, что Израиль – избранный Божий народ правдиво, но не закончено. Можно себе представить, будто бы Бог, глядя с небес на землю и осматривая различные народы, выбрал себе один из них, подходящий Ему по каким-то Его соображениям. Однако все выглядит иначе: Бог не выбирал существующий народ, но приготовил себе народ для своих целей.
«Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис.43:21); «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал» (Ис.44:2); «Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня» (Ис.44:21); «Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю» (Ис.44:24).
Бог избрал народ, образованный Им для себя. В оригинальном еврейском тексте глагол «образовал» соответствует глаголу, употребленному для описания создания человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Бог создал нечто новое – народ, отличаемый от других не посредством физических или моральных качеств, но посредством своего призвания. Отличие находится не в народе, а за его пределами. «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11:1).
Бог приготовил себе народ, избранный Им для служения, предусмотренного для него.
Определение «избрание» мгновенно вызывает вопрос: «Почему именно этот народ?». Но Библия не отвечает на этот вопрос. Если, однако, вопрос поставить по-другому: «Для каких целей он избран?»,- то в Библии мы тут же найдем ответ. Если бы вместо «избранный народ» стояло «призванный народ», то и вопрос был бы поставлен иначе: «Для каких целей он призван?». Призванным является избранный, но в данном случае ударение ставится на поручениe, а не на качества избранника. Божий уполномоченный на языке Библии назван рабом, т.е. определением, при котором всплывает вопрос: «Чей раб? Для какого служения?»
«Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня» (Ис.44:21). В этом стихе существуют три индикатива и одно повелительное наклонение. Три индикатива это: «Я образовал тебя» (прошедшее время); «раб Мой ты» (настоящее время); «не забывай Меня (в ориг. тексте «я не забуду тебя» прим переводчика)» (будущее время). Как следствие этих фактов Бог повелевает Израилю: «Помни это».
Все выглядит так, будто бы Господь хотел сказать: «Думай о том, что Я тебе сказал, ибо это вещи, которые Я сказал только тебе и никому больше. Слова, сказанные Мной, являются поручением, которое ты должен исполнить. Однако знай, что твое текущее служение связано с прошлым и настоящим и не зависит от тебя. Я тебя приготовил, и Я не забуду тебя». «Я не забуду тебя»,- объяснение выживания еврейского народа. Память Бога является тем, что оставляет еврейский народ, образованный Божьей памятью, жить. Бог обещал Аврааму: «...и Я произведу от тебя великий народ...» (Быт.12:2). Тем не менее, во время жизни патриархов, этот народ не был узнаваем. Израиль как народ образовался во времена египетского рабства, находясь 400 лет без пророков и откровений, когда у евреев было достаточно времени забыть историю их предков. Выживание еврейского народа было покрыто тайной, хотя раскрывается она достаточно просто: «Спустя долгое время умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх.2:23-25)
Бог вспомнил свой завет с Авраамом, Исааком и Иаковом. Посредством родовых болей десяти египетских казней и Моисея в качестве акушерки, Бог родил народ Израиль. Отчего же мы должны удивляться тому, что еврейский народ несмотря ни на что жив? Ничего другого не может быть! Бог помнит и хранит свою верность, т.е. Он не только помнит свои обещания, но и исполняет их.
Если таким образом основание выживания еврейского народа находится в вечной воле Бога, то глубокие корни антисемитизма следует искать в упорном сопротивлении Его воле, т.е. о сопротивлении творения Творцу. Не только человек, но и духовные существа стали врагами Богу и, соответственно, Его народу. Это прослеживается уже со дня рождения Израиля: египетский фараон является прототипом человеческого национализма, сопротивляющимся Божьей воле, не знающим Бога и не признающим Его. «После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх.5:1). Моисей и Аарон представляют фараону имя Бога, но высший земной авторитет, определявший себя в качестве «сына» своего идола, решительно отвергает Его, потому что не знает Господа Бога Израиля. «Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх.5:2).
Итак, характер конфликта не является политическим или социальным: суть лежит в вопросе авторитета. Фараон не знает, кем является Господь и потому еще яростней пойдет против народа, считающего себя принадлежащим этому незнакомому Господу. Это и есть начало антисемитизма, происхождение которого находится в отрицании Господа Бога Израиля.
Библия предостерегает от отказа выполнения воли Бога, основывая свое предостережение тем, что люди не знают Бога. Это опасно, ибо рано или поздно Он даст узнать себя, и тогда горе тем, кто не подчинился Его воле.
«Так говорит Господь Бог: за то, что Филистимляне поступили мстительно и мстили с презрением в душе, на погибель, по вечной неприязни, за то, так говорит Господь Бог: вот, Я простру руку Мою на Филистимлян, и истреблю Критян, и уничтожу остаток их на берегу моря; и совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Мое мщение» (Иез.25:15-17).
Фараон был первым, кто узнал Бога в качестве противника и мстителя. Он попытался воспользоваться духовными силами своих колдунов, однако Бог победил и их. Тем не менее, народ Израиля никогда не был примером для подражания. Как раз наоборот. Библия полна повторяющимися описаниями непослушания Израиля своему Богу, избравшему его и освободившему из египетского плена.Тем не менее, было бы неверно опровергнуть избрание Израиля, основываясь на его поведении и оправдывая таким образом антисемитизм. Здесь речь о вопросе прямого отношения Израиля к своему Богу и косвенного отношения других народов к Богу посредством их отношения к Израилю. Именно на этом строится политика истинного Бога, сотворившего небо и землю.
Еврейская проблема заслуживает названия «Проблема всех проблем», потому что не существует более важной темы на историческом и политическом уровне, чем отношения между Израилем и другими народами.
Желая лучше понять и классифицировать впечатляющее возвращение евреев на их библейскую родину и потрясающее рождение еврейского государства, я и занялся исследованиями еврейской проблемы.