Это выражение вряд ли поймет тот, кто не имел дела с вымершей, к величайшему сожалению, культурой наших бабушек и дедушек, вышедших из маленьких штейтлов (местечек). Они говорили на идиш вперемежку с русским. Поскольку русский был вынужденно приобретенным языком, их лексикон состоял из коротких выражений. Сложноподчиненные предложения были неподъемные для них. Такой была моя скромная, немногословная и очень добрая бабушка Эся. Русские называли ее Ася, а родственники – Эське.
- Ба, меня тошнит…
- Хочешь рвать – рви
- Ба, я картошку не могу…
- Не ешь, сгори…
Для непосвященных людей этот язык мог бы показаться грубым. Ни в коем случае! Произнося эти слова, она гладила меня по голове и целовала. Просто по-другому она не умела говорить.
Моя бабушка поверила в своего Мессию Иешуа в возрасте 86 лет через меня, и я этим горжусь. Однако вера не изменила ее словарный запас. Когда я приходил к ней, она обычно читала Библию. Живо ее представляю: бифокальные, с толстыми стеклами очки сидят несколько криво на ее лице. Полное впечатление, будто она всматривается в одну единственную букву. Я целую ее:
- Ба, ты все понимаешь, что там написано?
- Ты думаешь, я идиотка?
Этот язык я ностальгически вспомнил сегодня в связи с высказываниями некоторых русскоязычных друзей в Фейсбуке по поводу происходящего в США. Мне очень захотелось ответить. Я даже начал отвечать. Моя жена, увидев что я написал, резюмировала: «Во-первых, не поймут, во-вторых, обидятся». Я стер. И вот тут я вспомнил о бабушке Эсе, о ее сестрах Мире, Риве, Соне и ее брате Йоне. Я даже вспомнил о моем дяде Изе, который прекрасно владел русским языком, однако этот акцент! С таким акцентом что ни говори, все слышится необидно.
Так вот представьте, пожалуйста, что с вами говорит моя бабушка Эся.
Итак, Америка. Добродушная, широкая, щедрая, трудолюбивая Америка вдруг выявила в себе что-то очень порочное. Оказывается в этой стране живут психологически травмированные люди.
Мне это знакомо. Мы – евреи из бывшего СССР – были травмированы антисемитизмом, постоянно ожидая агрессии. В Германии я познакомился с немцами, стыдившихся своей национальности. И не просто потому, что считали себя виновниками Холокоста, а потому что верили, что их национальность делает их доступными для обидчиков, могущих вновь и вновь обвинить их в Холокосте.
Так вот, в США находятся две подобные группы людей. Одна из них состоит из потомков тех, кто не искал здесь убежища, спасаясь от преследования или приехал в поисках знаменитой американской мечты. Их ловили в Африке как животных, чтобы продавать, насиловать, заставлять работать до смерти. Им дали название – негры. Затем, в соответствии с изменениями во внутренней политике, глумливо и цинично переименовывали в цветных, черных, афроамериканцев, так и не решив главной проблемы. Позиционируя себя самой свободной страной в мире и пропагандируя гуманизм, Америка превратилась в большое чернокожее гетто.
Небольшой ликбез: 16 июня 1944 года на электрическом стуле был казнен 14-летний (!) чернокожий мальчик по имени Джордж Джуниус Стинни-младший. Лишь в 2014 году приговор был пересмотрен и отменен.
Чернокожие обязаны были уступать место белым в общественном транспорте. В 1955 (!) году Роза Луиза Паркс была арестована за то, что не уступила место в автобусе белому мужчине. Сегодня этот автобус стоит в музее, как памятник нерешенной проблеме.
Баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг решил, что настало время рассказать о великой мечте потомков африканских рабов, но в 1968 году именно за это был убит. До сего дня от отца к сыну и от матери к дочери на генетическом уровне передается информация о страшном унижении, пережитом предками современных афроамериканцев.
Чернокожая подружка моей 16-летней дочери в ответ на ее аргумент, что и евреи были однажды рабами, расплакалась: «Ты белая, ты не знаешь, что такое быть рабом».
Нет ничего удивительного в том, что американские евреи в своем большинстве поддержали движение афроамериканцев. «За несколько минут до известной речи Кинга в 1963 году раввин Иоахим Принц рассказал четверти миллиона собравшихся там человек, что он пришел к ним как американский еврей. Затем он поведал о своем прошлом, когда он был раввином в Берлине во времена Адольфа Гитлера: «Я научился многим вещам. Самое главное, что я осознал, пройдя через те чудовищные времена, было то, что фанатизм и ненависть – не самая острая проблема. Самое ужасная, позорная, трагическая и постыдная проблема – это молчание. Америка не должна стать нацией зевак. Америка не должна молчать»». Больше информации здесь: https://stmegi.com/posts/23121/sila-mezhkonfessionalnykh-otnosheniy-v-vintazhnykh-fotografiyakh/
Я снимаю шляпу перед американскими евреями и с удовольствием встаю с ними в один ряд.
В ответ на существование первой группы, возникла другая – белая. Она так же состоит из психологически травмированных людей, но теперь уже потомков тех белых рабовладельцев. Их гложет чувство вины, а вследствие этого мучит ответственность перед первой группой. Иногда их поступки удивляют некоторых американских иммигрантов, американцами так и не ставших. Например, когда белые встают на колени перед чернокожими и даже целуют им ноги. Я, надо сказать, видел немцев, стоящих на коленях перед евреями и делающих тоже самое. Потому что очень хочется избавиться от чувства вины и очень хочется стать действительно свободным.
По Интернету гуляет некая статистика на русском языке. Когда я ее увидел, я оторопел. И мне стало очень жалко, что я знаю русский язык. Там шла речь о том, что может случиться, если чернокожие покинут Америку. Дескать преступность понизится и IQ повысится… Я не знаю кто ее составил, но знаю тех, кто ей поделился.
Вы, разумеется, не знаете, что Гитлер и его шайка – те, кто безжалостно и садистки убивали женщин и детей - в соответствии с их расовой теорией считали, что умственное развитие взрослого чернокожего соответствует белому подростку. Я поздравляю вас, вы встали с Гитлером в один ряд. И вы признались, что вы - расист.
Кому пришло в голову расписывать все «заслуги» несчастного Джорджа Флойда (George Floyd)? Во-первых, вы знаете о них только потому, что он уже получил по своим заслугам в соответствии с уголовным кодексом США. Во-вторых, даже если он и наркодилер и бандит, разве можно убивать безоружного человека без суда и следствия? Но вы это поощряете, потому что вы, вероятно, мечтаете о нквдэшных «тройках» и являетесь сталинистом или путинцем, что, собственно, одно и тоже. Вам нужна сильная рука, вам надо встать с колен, Крым тоже ваш…. Вы приехали в США строить ваши картонные домики и ходить на концерты российской эстрады. И вам очень важно, чтобы ваш уют никто не нарушал. И вам плевать на то, что эта великая страна, великодушно принявшая вас, больна тяжелой болезнью.
А знаете ли вы, что думают о вас не русскоязычные, а те, к кому вы приехали? Много лет тому назад, когда я руководил русскоязычной еврейской мессианской общиной Бейт Хесед в Дюссельдорфе, Германия, меня пригасил в ресторан один немецкоязычный еврей, чтобы поговорить со мной о будущем нашего собрания. Цель его разговора сводилась к идее перехода с русского языка на немецкий. Аугментов для этого хватало: и по-немецки большинство из нас говорит сносно, и дети наши с немецким справляются лучше, чем с русским. Видя, что на меня это не производит впечатления, он достал свой последний аргумент: «Будь добр, не обижайся. Просто пойми, что ваш язык для европейского уха – это не плохо, это ужасно. Русский – это алкаш, тунеядец, лгун, вор и хам. А «Наташа» – это не имя, это название…».
Жванецкий, которому очень хорошо известен язык поколения моей бабушки Эси, и который удачно использует его в своих миниатюрах, правильно заметил, что «там мы были жидовской мордой, а здесь стали русской сволочью».
Другими словами, все, что вы приписываете чернокожим, вам давно приписали и европейцы, и американцы и израильские евреи – сабры. Так не подливайте же масла в огонь!!!
Может кто-то подумает: «Ну-ну, залезет однажды к тебе в дом чернокожий, тогда запоешь по-другому». Ко мне в дом никогда не залезет чернокожий. Впрочем, европиоид ко мне не залезет тоже. Если кто и залезет, то вор. У преступника нет ни национальности, ни цвета кожи. И я знаю, что делать в этом случае.
Мой Иешуа, в которого я верю, белым никогда не был. Он не похож на изображения средневековых живописцев и уж тем более на картинки фантазеров из «Строжевой башни». Я не знаю в какого Иешуа/Иисуса верите вы. Может быть, мы верим в разных?
Пожалуй, еще вот что. Как было бы хорошо, если бы в 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, немцы выходили бы на демонстрации, скандируя: «Еврейская жизнь имеет значение!» Именно так, а не «любая жизнь имеет значение». Потому что речь шла о евреях, а не обо всех. Может быть тогда история была бы другой и не называлась «Холокост». Но немцы молчали. И был Холокост.
Именно поэтому я не хочу молчать. Поэтому я сознательно присоединяюсь ко множеству голосов и хочу быть услышанным. Потому что жизнь чернокожего населения США действительно ценна и имеет значение, или иначе Black Lives Matter!
Несогласным же отвечу словами моей мудрой бабуши Эси: Хочешь рвать – рви.
Kommentare