top of page

Антисемитизм в истории церкви

 

Райнхольд Тенк

 

 

Это непростая тема, как для евреев, так и для христиан. Для евреев, потому что их история полна преследований; для христиан, потому что эта тема редко выносится на всеобщее обсуждение, ибо хочется придерживаться мнения о чистой церкви. Однако это мнение не имеет ничего общего с действительностью, как мы это в дальнейшем и увидим.

 

Терминология

Термин «антисемитизм» относительно нов, он впервые появился в 1879 году. Это, однако, не значит, что до того не было антисемитизма. В народе под этим термином подразумевается, прежде всего, враждебное отношение к евреям, юдофобия. Для тех, кому нравятся тонкие различия, существует еще один термин: «антисионизм». В нашей статье мы будем пользоваться термином «антисемитизм», ибо независимо от причин ненависти к евреям, существует только одна форма этой ненависти. Евреи (или народ Израиля) остается целью этой ненависти или из-за своей религии, говорящей что Израиль – Богом избранный народ, или из-за существования государства Израиль.

Под словом «церковь» имеется в виду религиозная система, возникшая много веков назад из-за разделения со своими еврейскими корнями и повлиявшая на формирование европейской культуры. Т.е. речь пойдет об истории религиозной системы, обобщенно названной «христианская церковь», не имеющей отношения к поместной церкви (общине). Если же речь пойдет об общине, то в формулировках типа «община в Риме, община в Иерусалиме».  Под христианским богословием мы подразумеваем учение церкви как религиозной системы, никак не связанной с верой отдельного члена церкви.

Поскольку антисемитизм не возник сам по себе, необходимо выяснить причины происхождения этого явления. В области обществоведения антисемитизм мог восстать только посредством контакта с идеями окружающей среды. Т.е., выражаясь религиозным языком, речь пойдет об учении или богословии.       

 

Учение первой общины

Учение христианской церкви, исходя из самого названия, происходит от слова «Христос» или «Мессия». Сам Иисус говорил о нем: «...Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня» (Иоан.7:16).  Это учение распространялось посланниками (апостолами) (Деян.2:42), до тех пор, пока впервые не возникло разделения мнений среди верующих. Некоторые считали: «...если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян.15:1). В связи с этим было созвано собрание (собор), на котором главной темой была интеграция верующих из язычников. В результате, собрание пришло к следующему мнению: верующие из народов не должны совершать обрезание и переходить в иудаизм, однако должны соблюдать некоторые правила Торы. Здесь важно заметить, что в иерусалимской общине не было межнациональной розни.   

Несколько позже бросается в глаза, что именно в римской общине появились тенденции, которые можно было бы назвать антиеврейскими. Так, например, посланник Шауль, ответственный среди апостолов за язычников, уже в 50х годах 1-го столетия обращается к бывшим язычникам этой общины: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:17-21). Выражения: «то не превозносись перед ветвями» или «не гордись, но бойся» очевидно свидетельствуют, что несколько верующих из язычников этой общины относили себя к категории «лучших» по сравнению с евреями. Как же эта история развивалась дальше?

 

Учение ранней церкви (2-4 в.н.э.)           

До этого времени учение церкви определялось книгами Нового Завета. Со временем учение т.н. отцов церкви заняло первое место. «Отцы церкви» - авторы христианских трудов первых восьми веков н.э., сыгравшие в церковном учении и самоопределении церкви важную роль. Они выступали на стороне истинного учения в спорах с еретиками и явились создателями доктринального фундамента христианского учения. Это учение зиждилось на заключениях т.н. соборов, становящихся обязательными к исполнению. Из них возникли догмы (основополагающие, не рецензирующиеся высказывания) ранней церкви. Мы хотели бы привести высказывания девяти важнейших отцов церкви до конца 4-го века в отношении к евреям.       

 

Юстин Мученик (ок. 100-165г.): «вы убили Праведного и прежде Него пророков Его, да и ныне вы презираете и, сколько можно вам, бесславите тех, которые уповают на Него и на пославшего Его Вседержителя и Творца всего Бога: и проклинаете в своих синагогах верующих во Христа. Вы в настоящее время не имеете власти сами убивать нас - этому препятствуют владычествующие ныне; а когда могли, вы и это делали» (Разговор с Трифоном-иудеем, 16.4)

 

Ириней Лионский (ок. 135 – 202г.): «Если бы евреи не стали убийцами Господа, что ограбило их для вечности, через что, убив апостолов и гоня церковь, они не упали бы в пропасть гнева, мы не могли бы спастись» (Перевод с немецкого, Das Kreuz Christi bei Irenäus von Lyon  – Beihefte Zur Zeitschrift Für Die Neutestamentliche Wissenschaft Und Die Kunde Der Älteren Kirche – von Daniel Wanke von Gruyter, gebundene Ausgabe - 2. März 2000, S. 302)

 

Ипполит Римский (170-235г.):  «Бедствие ... будет преследовать их в будущем из-за бунта и наглости, которые они причинили Князю мира» (Demonstratio adversus Iudaeus).

 

Ориген (185-254г.): К доказательствам того, что Иисус являлся божественным и святым существом, принадлежит также тот факт, что из-за Него евреи должны долго переносить такие большие и тяжелые невзгоды. И мы утверждаем со всей уверенностью, что им никогда не удастся достичь предыдущего состояния. Ибо они тем самым совершили гнуснейшее преступление, что Искупителю рода человеческого устроили заговор в том городе, в котором приносились обычные жертвы, бывшие символом превознесенной тайны Божией. (Contra Celsum, 4. 22)

 

Афанасий Великий (ок. 298-373): «И всем стало ясно, что те, кто выглядят так, будто говорят в соответствии с законом, побеждены ересью и богопротивным образом мыслей» (Epistula ad episcopos Aegypti et Libyae, 9).

 

Ефрем Сирин (306-373): Малодушный, беги от него [народа евреев], ибо ничто для него твоя смерть и твоя кровь! Он принял на себя кровь Божию, неужели его отпугнет твоя кровь?... Его не смутило сотворить тельца под облачным столбом и не образумило водрузить в храме изображение с четырьмя лицами. Бог повесил его на кресте, творения содрогнулись, увидев это. Дух Божий разодрал завесу, чтобы неверные разодрали свое сердце. Скалы гробов разделились, но сердце скал осталось равнодушным. Когда Дух увидел, что он [народ евреев] не ужаснулся, тогда прогнал его за его безумие» (Три беседы о вере. Беседа первая 51 (перевод с немецкого)).         

 

Василий Великий (330-379): «Но иудей не в безмолвии принимает слово благочестия. А как самые человеконенавистные звери, когда заключены в клетку, грызут колки, и хотя вызывают тем лютость и неукротимость своей природы, однако же не могут привести в исполнение своей ярости; так и враждующий против истины род - иудеи, будучи стеснены, говорят: много лиц, к которым было Божие слово»  (Беседы на Шестоднев, 9,6)

 

Григорий Богослов (ок. 335 - 395): «Евреи являются убийцами Господа, пророков, врагами Бога, богоненавистниками, противниками благодати, врагами веры своих отцов, приверженцами дьявола, отродьем ехидны, насмешниками с помутившимся разумом, отродьем фарисейским, сборищем демонов, грешниками, безнравственными, побивающими камнями и ненавистниками добродетели» (5-я Беседа)

 

Амвросий Медиоланский (339-397) Выдержка из его письма цезарю Феодосию (Письмо 40:8-10), в котором он оправдывается за сожжение синагоги:

«Я объясняю, что поджег синагогу, что именно я призвал их [христиан] к тому, чтобы не существовало такого места, где отрицается Христос. Если меня спросят, зачем я сжег синагогу, то вот ответ: пожар начался посредством самого Божьего предвидения, напавшего на них, мне не осталось ничего другого... Сожжение дотла одного здания тем меньше не оправдывает такого широкого наказания народа [христиан], т.к. сожженная синагога была местом неверия, жилищем безбожия, убежищем безумия, проклятым самим Богом».        

 

Подобные цитаты других отцов церкви об евреях не обязательны. Невозможно отделаться от ужасного впечатления антисемитского учения, начатого отцами церкви. Помимо ненависти к евреям, многие из них смешали христианское учение с греческой философией. Все это привело к христианскому богословию, исповедующемуся многими церквями до сего дня.

 

Так называемая «Реформа Константина» и Никейский собор 325 года

До этого момента к христианству в большей или меньшей степени относились терпимо, хотя время от времени христиане преследовались. В начале IV века христианская церковь становится привилегированной религией Римской империи. Как политик цезарь Константин стремился к миру в своей державе и потому решил использовать в этих целях религию. Из поклонника культа солнца, он становится последователем христианства, хотя его дела противоречиво свидетельствовали об этом. В любом случае, под его руководством христианство становится государственной религией, что приводит к адаптации христианством языческих элементов и обычаев.

В качестве правителя – цезарь был ответственен за государственные религии – Константин созывает в 325 году собор в Никее. Основание для созыва собора явился богословский спор об арианстве. Он позволяет принять участие в соборе от 200 до 318 епископов.

 

Уже более чем сомнителен тот факт, что политик, называющий себя кстати «Епископ епископов» созывает собор, на котором разбираются духовные вещи. В рамках этого собора речь зашла о дате праздника Истер, который праздновался как в Иерусалимской общине и во всей еврейской диаспоре, так и во многих христианских общинах того времени в форме библейско-еврейского Пэсаха. Евсевий, современник описанных событий, христианский богослов и историк цитирует в Vita Constantini et Oratio ad coetum sanctorum (Книга III) выступление Константина на этом соборе: «И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев, которые, о скверные негодяи! замарав руки свои гнусным преступлением, заслуженно ослеплены в своём уме. Посему подобает, отвергнувши практику сего народа, увековечить на все грядущие века празднование этого обычая в более законном порядке, коий мы хранили с первого дня страстей Господних до сего дня. И да не будем иметь ничего общего с наивраждебнейшим иудейским сбродом. Мы приняли иной способ от нашего Спасителя. Для нашей святейшей религии открыт более законный и подобающий путь. Следуя по сему пути в единодушном согласии, давайте же избегать, мои достопочтенные братья, этого наигнуснейшего сообщества».

Позиция Константина отражает общепринятое мнение отцов церкви в отношении евреев и несет отпечаток вражды и ненависти к ним. Природа этого собора отличается в корне от первого собора в Иерусалиме. Тогда речь не шла о политике, а об усилии в интеграции верующих из язычников. Сейчас же государственная церковь отделяет себя – буквально в соответствии с аналогией Павла – от оливкового дерева, чей корень заботится о привитых ветвях. «Мы приняли иной способ от нашего Спасителя», - прокламирует возвышенно Константин. Именно на этом соборе возник символ веры, первые заключения учителей христианской церкви. Посредством авторитета цезаря, созвавшего собор, этот символ веры (Вера 318 святых отцов) стал обязательным для всей церкви.

Таким образом, появилось на свет богословие, известное как «богословие замещения», все еще пользующееся популярностью во многих церквях. Согласно этому богословию Израиль не является больше Божьим народом, поскольку он отверг Иисуса, как Мессию. Теперь церковь является «духовным Израилем», которой принадлежат все благословения Ветхого Завета, потерянные Израилем – т.е. церковь заменила Израиль. Все проклятия, тем не менее, все еще действенны для евреев.   

 

Практическое применение богословия замещения на протяжении истории церкви 

Богословие замещения применялась католической (т.е. всеохватывающей) церковью в Риме,  недвусмысленно демонстрирующей свою антисемитскую природу.

Католическое искусство

«В средние века изобразительное искусство служило учением масс, не умевших читать. Также поведение страстных проповедников; именно то, что ты видел постоянно, запоминается надолго. Таким образом, мысли богословов буквально превратились в образы» (Лео Трепп, Штутгарт 1996).

На примере многих церковных витражей и статуй, существующих в церквях по сей день, богословие замещения было выставлено к всеобщему обозрению. «Экклезия» составляет противоположность «Синагоге» - аллегория к разъяснению противоположности между христианами и евреями. Символика сохраняется на протяжении сотен лет без изменений: горделиво стоящая «Церковь» с короной на голове, устремив взгляд вперед (в блестящее будущее). В левой руке она держит копье со своей символикой – крестом; в правой – чашу Нового Завета. В противоположность ей, «Синагога» (евреи) стоит согнувшись, ее глаза завязаны, как символ слепоты, ее корона накренена или вовсе свалилась на землю. В левой руке у нее сломанное копье, в правой – баранья рогатая голова - знак ее блудодейства.     

Особые мероприятия

На IV Латеранском соборе 1216 года римско-католическая церковь вводит многие ограничения против евреев, помимо прочих обязательное покрытие головы, желтое кольцо или желтую нашивку: «Таким образом, эти уловки заблуждения, разврат столь мерзкого смешения [между христианами и еврейками] в будущем будет остановлен. Мы определяем, что евреи и сарацины обоего пола в каждой христианской стране и в любое время должны отличаться публично посредством одежды от других людей, тем более, что и так написано у Моисея, что именно это на них возложено».

В 1244 году по приказу папы Иннокентия IV Талмуд и позднее вся еврейская литература конфисковывается и сжигается.

В 1267 году впервые на Вроцлавском соборе церковь выставляет требование, чтобы евреи были отделены от жизненного пространства христиан:  «Чтобы христианское население не было заражено суеверием и дурными нравами евреев, живущими среди него, тем более, что христианская религия только недавно и поверхностно была насажена в этой местности, мы настаиваем, чтобы евреи, проживающие в церковной провинции Гнезно, не имели право жить смешанно с христианами. Напротив, они должны жить в плотно стоящих друг ко другу домах какой-нибудь отделенной части города или деревни и так, чтобы еврейский район отделялся от места проживания христиан посредством забора, стены или рва. Мы все же постановляем, что христиане и евреи, чьи дома располагаются смешанно, через установление соответствующего штрафа епархиального епископа и муниципальных властей посредством третейского судьи должны принуждаться к продаже или обмену их домов. Если, однако, этот раздел не произойдет до следующего праздника рождества святого Иоанна Крестителя, то поместный епархиальный епископ и муниципальные власти должны знать, что им с этого дня будет запрещен вход в церковь, в случае если они медлят исполнить свои юридические обязанности и служебные полномочия в отношении нарушителя».

С этого времени во многих городах – не только в Польше - появились еврейские районы и еврейские улицы. 

Так же против евреев применялись насильственное крещение, особенно в Испании и Германии. Так, например, в 1283 году евреев Пфальца принуждали к крещению. Отказывающихся от него сразу же убивали.

Крестовые походы (11-13 век) были созваны Папой Урбаном II 27 ноября 1095 года. Сначала речь шла об отвоевывании святой земли, находящийся в руках турецких сельджуков. Очень скоро эти походы повернулись против неверных и еретиков для распространения и реставрации католической веры.   Крестовые походы, естественно, еще больше усилили негативное отношение к евреям. Крестоносцы чувствовали себя правомочными выступить против тех, кто не исповедовал католицизм, прежде всего против евреев. Например, еврейский летописец Соломон бар Симеон повествует о герцоге Готфриде Бульонском: «Он совершил злую клятву не иначе отправиться в путь, чем отомстить за кровь своего Спасителя через кровь Израиля и каждого, носящего имя Иудей, без остатка и беглеца...».     

  

Только в Германии погибли тысячи евреев: В Вормсе ок.800 человек, в Майнце – более тысячи, также в Регенсбурге и других городах. Погромы прокатились по Праге и всей Богемии.

Инквизиция являлась особой формой суда с содействия или по заказу католического (доминиканского) духовенства. В первую очередь она служила преследованию еретиков (сначала манихеев и вальденсов, затем евреев и ведьм). Частично применялись пытки и казни.  В 15 веке испанская католическая королева Изабелла из Кастилии и Фердинанд Арагонский обратились к папе Сиксту IV с просьбой об организации инквизиции. Королева, прежде всего, была против перешедших в католицизм евреев (conversos). Точное число жертв невозможно установить (обычно называют число от 1500 до 12000 убитых).

Церковь также поддерживала антисемитские работы Петра Шварца (Петрус Нигри , 1434-83), германского доминиканского монаха и Иоханеса Пфеферкорна (1469-1521). В своем пасквиле 1475 года «Против неверных евреев об условиях истинного Мессии» (Contra perfidos Judaeos de conditionibus veri Messiae), Петер Шварц писал: «Я также верю, что особо важным для верующих знать еврейский язык во времена антихриста; ибо его ученики – неверующие евреи, которые (ах, как бесстыдно!) питают на своих коленях церковь, поспешают в лживой ревности их веры обойти весь мир, чтобы дискутировать и воевать против божественности Христа».

Иоханес Пфеферкорн написал множество памфлетов против евреев как инструмент, используемый кельнскими доминиканцами против иудаизма. Среди прочего: «Как празднуют Пасху слепые евреи», «Еврейская исповедь» (оба написаны в 1508 году) и «Еврейский враг» (1509 год).

 

Реформация

Реформация явилась важным событием в Римско-католической церкви – единственной своего рода мировой религиозной системе. Католическая церковь того времени, согласно свидетельствам многих современников, остро нуждалась в реформации. Можно было ожидать, что после вековых преследований евреев, наконец, реформа коснется и богословия замещения. Глава немецкой реформации Мартин Лютер на основании публикации своих знаменитых 95 тезисов, направленных против богохульства церкви, получил поддержку общественности. Его отношение к евреям известно меньше. Изначально из его ранних работ, как например «О том, что Иисус был урожденным евреем» (1523г.), можно понять, что Лютера интересовала тема покаяния евреев. Его «благосклонное» отношение развивается, тем не менее, в открытый антисемитизм, малоизвестный большинству.  В 1543 году, за три года до своей смерти, Лютер публикует пасквиль со своими советами правительству под названием «Против евреев и их лжи». Из этого документа, подтверждающего лютеранский антисемитизм, узнаешь, что в действительности думал реформатор о евреях: «Евреи, будучи чужестранцами, не должны ничем владеть, а то, чем они владеют, должно принадлежать нам, поскольку они не работают, а мы не приносим им даров. Тем не менее, у них находятся наши деньги и наше добро, а они стали нашими хозяевами в нашей собственной стране и в их изгнании... Они гордятся этим, укрепляя свою веру и ненависть к нам, и говорят друг другу:  Удостоверьтесь, что Господь не покидает свой народ в рассеянии. Мы не работаем, предаемся безделью, приятно проводим время, а проклятые гои должны работать на нас, и нам достаются их деньги. В результате мы оказываемся их господами, а они - нашими слугами!»

 Лютер использует силу своего красноречия, чтобы восстановить, или, как он представляет дело, предостеречь, христиан от евреев. А для этого все средства хороши. Он воскрешает легенды о том, что еврейские врачи тайно и медленно отравляют пациентов-христиан. Он внушает пастве, что «евреи - дьявольское отродье...». Еще хуже его рекомендации правительству: «Во-первых, поджечь их синагоги и школы, а что не сгорит, сровнять с землей, чтобы ни камня, ни пепла не осталось. И это нужно делать во славу нашего Господа и христианства, если мы и впрямь христиане. Во-вторых, нужно разорить и разрушить их дома, тогда им негде будет укрыться, они будут изгнаны, как изгнаны из школ. Пусть поживут на чердаке и в хлеву, как цыгане, тогда они узнают, что не хозяева на нашей земле, как они похваляются. В-третьих, схватить всех их книжников и талмудистов, пусть в темницах себе лгут, проклинают и богохульствуют. В-четвертых, запретить их раввинам под страхом смерти учить народ. В-пятых, полностью лишить евреев охраны и выделения им улиц. В-шестых, запретить им ростовщичество и отнять наличность и ценности из серебра и золота, пусть это станет предупреждением. В-седьмых, дать в руки каждому молодому, сильному еврею и еврейке цеп, топор, лопату, прялку, веретено и заставить их в поте лица добывать хлеб свой...»

 

Церковь и национал-социализм

Если мы говорим о национал-социализме, то, прежде всего, думается о расистской идеологии, примененной на практике харизматическим политиком. Религиозный аспект этой идеологии менее знаком.

«Тот, кто принимает национал-социализм лишь за политическое движение, - писал Гитлер, - практически ничего не понимает. Это больше чем религия: это воля создания нового человека» (Фест, Гитлер: Биография, стр. 305).

Очень быстро национал-социализм начал принимать религиозную личину. Гитлер выдавал себя в качестве инструмента предвидения, ставшего исполнителем воли природы, небесным мстителем, мессией, освободителем; фюрер (рулевой), возвращающий человечество с ложного пути, самозваный мученик, готовый пожертвовать собой в борьбе со злом, локализированным в «еврейских» генах. Он желал сотворить из немцев нового человека – арийца и основать новую империю. Этот новый человек, по представлению Гитлера, должен был стать тем, кем еврей был всегда: «породистым». Его формула: «Один народ, одна империя, один рулевой (Ein Volk, ein Reich, ein Fuehrer)» подобна высказыванию Павла «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5). Его боевой дух был поддержан тоталитарным пылом. Гитлер был религиозным фанатиком и рупором высшей силы. Он был готов «действовать по воле Всевышнего Творца: сопротивляясь евреям, я сражаюсь за дело Господне» (Адольф Гитлер: Моя Борьба, Т.1, стр.70).

Потому не удивляет тот факт, что некоторые христианские церкви объединились с национал-социализмом, основываясь на своем антисемитском богословии замещения. 23 июля 1933 года «Движение немецких христиан» победило на церковных выборах в новоиспеченную объединенную имперскую церковь и получило право назначать епископов в большинстве евангелических церквей Германии.

В январе 1933 года др. Герман Штейнлейн, глава лютеранского церковного совета из Ансбаха, писал: «Я указывал в своей работе «Фантазии доктора Людендорфа о Лютере и Реформации (Лейпциг 1932)», что в евангелической церкви сотни лет указывалось на антиеврейские труды Мартина Лютера».   

В 1938 году, после ноябрьского погрома, епископ евангелической церкви Тюрингии Мартин Зассе отпечатал заново работу Мартина Лютера с заголовком «Мартин Лютер и евреи – покончить с ними!». Подзаголовок гласил: «Евреи – отбросы человечества». Цитата: «Они настоящие лжецы и ищейки, которые своими ложными толкованиями от начала и до сегодняшнего дня не только постоянно искажают и фальсифицируют все Писание... Ибо они исполнены злобы, скупости, зависти, ненависти друг к другу, гордости, ростовщичества, тщеславия и проклятий против нас, язычников... Поэтому будьте осторожны с евреями, зная, что там, где есть их синагоги, ничего нельзя обнаружить, за исключением логова бесенят, в котором самым злобным образом процветают самовосхваление, тщеславие, ложь, богохульство, и поношение Бога и человека, и гнев его очей на них».

4 апреля 1939 года в семинарии г. Айзенах основывается институт с целью удаления еврейской темы из Библии и из богословского образования. 

17 декабря 1941 года семь евангельских церквей Берлина заявили, что в них нет места христианам еврейского происхождения. Крещеные евреи были официально исключены из этих церквей. Около 160700 христиан не арийского происхождения, среди них 200 епископов еврейской национальности, в большинстве погибших в концентрационных лагерях, были исключены из церквей.

В 1921 году епископ баварской лютеранской церкви Фридрих Вильгельм Ауер опубликовал антисемитское исследование «Еврейская проблема», в котором он призвал к бойкоту еврейских предприятий. 11 сентября 1942 года он обратился к партийному функционеру и главному редактору антисемитского еженедельника «Der Stuermer (Штурмовик)» Юлиусу Штрейхеру: «Если враг в течение 24 часов не примет наших мирных условий, наступит Варфоломеевская ночь, и ни один еврей не спасется».

До 1933 года католическая церковь была в оппозиции к национал-социализму, но затем полностью акцептировала правительство Гитлера.  Так, например, январское пасторское послание 1933 года Йоганнеса Марии Гфельнера, епископа города Линц (Австрия), свидетельствует о глубоком церковном антисемитизме: «Обязанностью каждого сознательного христианина является борьба с вырождающимся иудаизмом».

Это лишь несколько примеров церковной политики во время правления национал-социализма Германии. Только некоторые члены этих церквей, независимо от официальной позиции церкви, геройски сражались с режимом Гитлера.

Малоизвестен и тот факт, что многие личности национал-социализма оправдывали свои действия посредством их веры.

Гитлер: «Я делаю только то, что делала церковь на протяжении пятнадцати веков, однако основательней».  «Национал-социализм не антицерковен и не антирелигиозен, но напротив, он основан на церковном христианстве». «Лютер был великим человеком, исполином. Рывком вырвался он из сумерек; он видел евреев так, как мы начинаем их видеть только сегодня».

Юлиус Штрейхер (главный редактор „Der Stuerman“) во время показаний на Нюрнбергском процессе: «Доктор Мартин Лютер точно бы сидел на моем месте на скамье подсудимых, если бы на эту книгу («О евреях и их лжи») обратили внимание судьи».

Адольф Эйхман на процессе в Иерусалиме: «На этом основании я исполнял мне доверенную обязанность с чистой совестью и сердцем полным веры».

На немногих примерах, приведенных нами, видно, что антисемитское богословие христианских государственных церквей сыграло значительную роль в этой мрачной главе истории. Что же изменилось с тех пор?

 

Послевоенное время

В 1948 году возникла новая ситуация для церкви: евреи вернулись назад в свою страну, из которой они были изгнаны 2000 лет назад. Реакция христианских церквей соответствовала их богословию.

Несмотря на «вето» Ватикана по вопросу образования государства Израиль, официальная газета Ватикана «Osservatore Romano» 14 мая 1948 года дала следующий комментарий: «Современный сионизм не является истинным наследием библейского Израиля, это светское государство, … и поэтому святая земля и ее святые города принадлежат церкви, являющейся истинным Израилем». Подобно реагировала и евангелическая церковь. Братский совет евангелических церквей в «Слове к еврейскому вопросу» утверждал: «Через Иисуса Христа избранность Израиля перешла к церкви всех наций, из евреев и язычников...».

С тех пор, несмотря на все усилия и постояную готовность к диалогу, несмотря на прошедшие после Второй мировой войны два Ватиканских собора и объяснения Ватикана, классическое богословие замещения римско-католической церкви не изменилoсь. И хотя ведется много разговоров о христианско-еврейском диалоге, официальной отмены ложного «богословия замещения» до сих пор не последовало.

Эрих Ценгер - с 1973 -2004 г.г. профессор Ветхого Завета факультета католического богословия университета г. Мюнстер в 1991 г. в предисловии к своей книге «Первый завет. Еврейская Библия и христиане», писал: «До сегодняшнего дня богословие и церковь имеют между собой неясность по отношению к первой части Библии - Ветхому Завету (ВЗ): «Или он (ВЗ) полностью игнорируется (кто же будет об этом проповедoвать?) и в тайне презирается (о чем только можно прочитать о «ветхозаветных текстах» в трудах христианских учителей Ветхого Завета!), или же так свободно, селективно по христиански используется, что забирается церковью, считающей себя «истинным Израилем» и что история откровений, начатая с «ветхозаветным» Израилем «прекращена», у евреев - своих первых получателей».

Актуальным примером отношения двойных стандартов евангелической церкви к евреям является отказ мессианским евреям в участии в церковной конференции в 2012 г.. По непонятным причинам им было отказано в установлении своего стенда на «Ярмарке возможностей», несмотря на официальное объяснение, что инициативные группы и организации различных церквей могут подать заявку на установку своего стенда.

В социально-политической сфере по отношению к Израилю протестантизм активно занимает  однозначную пропалестинскую позицию. Два актуальных примера. Евангелическая церковь в Рейнландe 4 октября 2012 г. опубликовала статью «Солидарная церковь - горький вкус оккупации»: «Солидарная церковь в Рейнландe поддерживает призыв к отказу от товаров из израильских поселений...».

Большинством голосов участники конференции «Израиль и Палестина - трудный путь к справедливости и миру» решили подключиться к этому призыву. «У оккупации горький вкус — отказ от товаров из израильских поселений во имя справедливого мира в Палестине и Израиле», так называлась акция Пакс Кристи. Одновременно было выставлено требование о маркировке товаров, произведенных в израильских поселениях. К тому же  Солидарная церковь выступает против экспорта оборонной промышленности на Ближний Восток, особенно против поставок подводных лодок Израилю и Египту, а также танков в Саудовскую Аравию.

Солидарная церковь, исторически уходя корнями в движение сопротивления против управляемой нацистами имперской церкви, является активистом в церковном соборе процесса за справедливость, мир и целостность творения. На заседании в Эссене, посвященном израильско-палестинской проблематике, речь шла об «опасности войны и о мирных инициативах», а также о «психологических травмах и миротворческой деятельности» на Ближнем Востоке. Скорее, однако, корни этой церкви видимы посредством сравнения ее деятельности с фотографиями времен национал-социализма, на которых изображены гражданские лица (Немецкие христиане?), стоящие напротив еврейских магазинов с плакатами: «Немцы, не покупайте у евреев!».

Второй пример мы находим в статье «Антисемитизм на высшем церковном уровне»,  опубликованной в декабре 2012 г в журнале «Израиль сегодня». В ней говорится о том, что высшее звено управления протестантской церкви Америки 8 октября 2012 г. отправило в Конгресс США запрос, в котором настаивает тщательно проверять и в случае необходимости, прекратить всю предоставляемую Израилю финансовую помощь. Основанием для этого послужило мнение, что Израиль нарушает права палестинцев. Однако проверка финансовой помощи США палестинцам не была затронута. Также и отказ палестинцев признать государство Израиль остался без внимания. Среди подписавшихся - главный лютеранский бишоп Америки.

Изменилось ли что-то  в антисемитском настрое церкви в отношении к Израилю в наше время?

 

Христианская полуденная земля

Европа все еще называется христианской полуденной землей,  и это название, говоря само за себя, подтверждает, что культура Европы была подвержена влиянию христианства. Название появилось в 1529 г., выйдя из античного и средневекового представления oб Европe как западной части земли «заходящего солнца». «Полуденная земля» находится в противовес к греко - ортодоксальной, и подверженной влиянию ислама «земле восходящего солнца», т.е. Среднему и Ближнему Востоку. Оттого греко - ортодоксальную церковь называют еще  восточной церковью. В наше время чаще употребляется термин «Европа», посредством которого подчеркивается политэкономический аспект.  

Мы увидели, как «богословие замещения» - учение христианской церкви по отношению к Израилю привело к преследованию евреев, осуществляемому как с помощью, так и без помощи государства. Я думаю, это было бы безнадежной затеей пуститься в поиски свободного от антисемитизма времени в истории церкви. Сегодня мы живем во времена, когда церковь утеряла главенствующую роль в обществе, и ее члены толпами покидают церковные ряды. Если антисемитизм находится в связи с богословием замещения церкви, и в то же время церковь теряет свое влияние на общество, было бы логично ожидать ослабления антисемитизма. Однако тенденция противоположна. Как можно это объяснить? То, что учение церкви не имеет к антисемитизму отношения – чрезмерно скорый ответ.

Западно - европейская культура имеет долгую историю, в которой религия, как и во всех других культурах, играет не последнюю роль. В социологии  существует понятие «коллективное сознание», обязанное своим рождением французскому социологу Давиду Эмилю Дюркгейму (1858-1917), являющeмся, в свою очередь, сыном раввина. Он писал, что общность одинаковых религиозных убеждений и чувств среднестатистического члена определенного общества создает безграничную систему, имеющую свою собственную жизнь, которую мы можем назвать «общим или коллективным сознанием». Подобные мысли высказывал и Освальд Шпенглер. В своей основной работе «Закат Европы», опубликованной в 1918 г., он утверждал, что культуры являются организмами. Для него культуры были, образно выражаясь, гигантскими растениями. Родившись в различных регионах, они растут, развиваются, созревают и в заключениe приходят в упадок. Эти мысли не чужды и библейским книгам Ветхого Завета. Так, например, народ Израиля персонифицируется, и Бог часто обращается к нему на «ты».

Если религия посредством ее антисемитского богословия на протяжении веков формирует членов определенного общества, то в итоге в коллективном сознании появляется основополагающая антисемитская тенденция, видимая во всех поколениях этого общества.  К термину «еврей» прилипает негативный смысл, что не осознается членами этого общества. Его коллективное сознание ведет собственную жизнь, как единственно правильную, передавая «свое наследие» следующим поколениям.

Таким образом, возможно объяснить, почему среди наших современников, независимо от их церковной принадлежности, существует такое большое число людей, имеющих антисемитское мышление. Церковь оставила «христианской полуденной земле» тяжелое бремя, обнаруживаемое только в случае критического подхода к изучению истории церкви. На каждом из нас лежит эта ответственность, особенно перед Богом, избравшим еврейский народ. Богом, который не спит и не дремлет.

bottom of page